Азія

Ключевая роль Туркменистана в Азиатских перспективах нового Балтийско-Черноморского транспортного коридора

Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr

Генеральная Ассамблея ООН 19 декабря 2014 года в принятой Резолюции «Роль транспортных и транзитных коридоров в обеспечении международного сотрудничества в целях устойчивого развития» призвала «прилагать усилия в целях содействия развитию региональной экономической интеграции и сотрудничества, в том числе, посредством совершенствования трансграничной транспортной инфраструктуры, укрепления межрегиональных транспортных связей и стимулирования роста региональной торговли и инвестиций».

Имея большой исторический опыт «формирования повестки дня» организации и развития транспортных коридоров, одним из инициаторов усовершенствования правил международного сотрудничества в данной сфере на уровне ООН, является правительство Туркменистана.

Именно Ашхабад принял первую Глобальную конференцию ООН по устойчивому транспорту, факт проведения которой и рассматриваемые вопросы обеспечения всестороннего взаимодействия между всеми видами транспорта в целях содействия созданию устойчивых мультимодальных транзитных коридоров, говорят о серьезности намерений Туркменистана занять одну из ключевых позиций в формировании транспортно-логистических моделей перемещения грузов в регионе.

Туркменистан может стать одними из основных ворот, соединяющих на юго-востоке Каспийского моря с центральным коридором «нового шелкового пути» и международным коридором «север-юг», проходящим через территорию Ирана, инициированный к созданию, новый транспортный коридор: Клайпеда-Беларусь-Херсон-Трабзон-Грузия-Баку.

Транспортный коридор от Балтики до Каспия – новые перспективы развития

Каковы перспективы и особенности инициированного к созданию нового транспортного коридора, проходящего от литовского порта Клайпеда на Балтике, через территорию Беларуси к украинскому морскому порту Херсона, через черноморский порт турецкого Трабзон, территории Грузии и Азербайджана с выходом к каспийскому порту Баку?

Предложенный транспортно-логистический проект не является глобальным проектом по предполагаемым объемам перемещения грузов. При этом он имеет большое геополитическое значение в сегменте предусмотренной глубины сотрудничества территорий, через которые он проходит, обеспечения их устойчивого развития, укрепления международных социально-экономических связей.

В первую очередь это связано с паспортными характеристиками узловых портов проекта на Черном море (Херсон и Трабзон), в частности, способностью Херсонского морского торгового порта принимать суда длиной 200м. и осадкой 7,6м. С такими исходными данными, явно просматривается необходимость более широкого рассмотрения возможных перспектив развития.  Кроме обеспечения приема-отправки и транзита грузов, инициаторами проекта стимулируется локальное, интенсивное сотрудничество хозяйствующих субъектов, расположенных в пределах рассматриваемого коридора. Т.е. фактически инициировано создание «коридора эффективного, широкомасштабного и всестороннего сотрудничества».

Данный проект может и должен стать опытной моделью практической реализации эффективного внедрения передового международного опыта и рекомендаций Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Укрепление связей между всеми видами транспорта для достижения целей в области устойчивого развития», принятой 20 декабря 2017 года.

Что мы имеем на старте?

– готовность морских портов Клайпеды, Трабзона и Баку;

– подготовленный к реализации специалистами Литвы и Украины проект реформирования объектов портовой инфраструктуры морских портов Херсона и Скадовска, предполагающий их приведение в состояние, обеспечивающее эффективную работу в системе создаваемого транспортного коридора.

– проект полностью коррелируются с рекомендациями указанной Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Проект – выводящий Луганскую область к трем морям

Подписанием 19 июля 2018 года меморандума о вхождении в проект создания и развития упомянутого Балтийско-Черноморско-Каспийского транспортного коридора, присоединение к площадке единого международного логистического центра, планируемого к созданию в Херсоне, свои намерения равноправного участника подтвердила Луганская область. Данный шаг осуществлен, опираясь на задекларированную Президентом и Правительством Украины, еще в 2014 году, реформу децентрализации, учитывая необходимость в решительных и кардинальных действиях, направленных на стимулирование экономического развития региона и обеспечение эффективных механизмов выхода на рынки ЕС и Азии.  Видя в этом реальные механизмы привлечения инвестиций в совместные международные проекты, Луганщина присоединилась к инициативе Херсона и области, подтвердив геополитическую важность самого проекта. Подтвержденные намерения системного участия Луганщины и Херсона в реализации базового проекта реконструкции и развития Херсонского и Скадовского морских торговых портов (технико-экономическое обоснование разработанное литовскими и украинскими специалистами модели государственно-частного партнерства официально внесено 8 ноября 2017 г. на рассмотрение Министерства инфраструктуры Украины) создают надежный фундамент как для представителей стран-партнеров, уже подтвердивших готовность совместной реализации, основанных на нем, масштабных международных инициатив так и для обозначивших себя в качестве готовых к присоединению.

В Министерстве транспорта Турции подтвердили готовность обеспечить эффективную работу турецкого участка транспортного коридора

Базовым морским портом на восточном берегу Черного моря, задействованным в реализации данной инициативы Балтийско-Черноморско-Каспийского транспортного коридора, определен турецкий порт города Трабзон. Имеющий реформированную инфраструктуру, данный порт способен эффективно и качественно обслуживать поступающие грузы, обеспечив объем обрабатываемых грузов до 10 млн. тон в год. Для более эффективной работы турецкого участка транспортного коридора через указанный порт, в качестве своего «домашнего задания», турецкая сторона приняла обязательства выполнить работы по строительству железнодорожной ветки на участке от Трабзона до Эрзинкана с выходом к международной железнодорожной ветке Карс-Тбилиси-Баку. То, что строительство данного участка железной дороги уже внесено в государственную программу Турции и должно быть закончено до 2023 года, было отмечено во время специально проведенного в Анкаре совещания, которое состоялось 1 февраля 2018 года в Министерстве транспорта Турции.

Через Каспий к «новому шелковому пути». Порт Туркменбаши с объективной заявкой на лидерство

В 2017 году был введен в эксплуатацию международный железнодорожный проект БТК. Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс была построена на основании азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения и имеет общую протяженность 826км. Данный проект не только расширяет транспортные возможности и способствует экономическому развитию прикаспийских стран и государств Центральной Азии в рамках проектов «нового Шёлкового пути» но и обеспечивает новые возможности по перемещению грузов в рамках инициированного к созданию нового транспортного Балтийско-Черноморско-Каспийского коридора. По итогам 2017 года, ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» уже увеличил свой грузооборот, по сравнению с 2016 годом, на 31%. Занимая, практически монопольное положение на западном берегу Каспийского моря, морские порты Азербайджана в основном обрабатывают транзитные грузы (85,7% грузооборота порта Баку в прошлом году пришлось на транзитные грузы).

При этом, за 2017 год перевозка:

– вагонов по направлению Баку — Туркменбаши — Баку составила 19,493 тыс. единиц, или 41,8% от их общего числа;

– автотранспортных средств по направлению Баку — Туркменбаши — Баку составила 18,84 тыс. единиц, или 65,9% общего числа автотехники.

Эти данные, по итогам работы морского порта г.Баку за 2017 год, свидетельствуют о том, что практически половина грузов, которые перемещались через Бакинский порт, шли либо в порт Туркменбаши либо поступали из Туркменистана. Следует заметить, что в 2017 году порт Туркменбаши еще находился в стадии реконструкции и строительства, а был открыт, как уже новый современный порт, только 2 мая 2018 года. С открытием нового, современного морского порта Туркменбаши, стоит ожидать перераспределения грузопотоков на восточном берегу Каспия в пользу Туркменистана. Не случайно этот новый порт уже называют «золотым звеном» международной логистики. То, что порт Туркменбаши был построен в соответствии и в контексте реализации «Стратегии развития Международного морского порта Туркменбаши и Туркменского морского торгового флота до 2020 года» также можно рассматривать в качестве дополнительных баллов в копилку Туркменистана как прогнозируемого и надежного международного партнера, имеющего стратегию развития. К тому же, что самое главное, успешно ее реализующего.

При этом, многие проектные и организационные решения,  которые осуществлены в новом порту Туркменбаши, могут быть использованы в качестве примеров организации перемещения и оформления грузов в морских портах, стремящихся быть в тренде развития и современных транспортно-логистических решений. Для обеспечения быстроты предоставления и качества услуг, которые отмечены как одни из главных маркеров оценки эффективности, в составе структуры порта размещены здания необходимых государственных служб, служб по контролю за грузом, имеется инновационное контрольное оборудование, современная погрузочная техника, автоматизированы операции по погрузке, выгрузке и хранению грузов. В пределах порта, кроме хозяйственных зданий, зданий и сооружений непосредственно портовой инфраструктуры, расположены здания для органов внутренних дел, миграционной и таможенной служб, здание управления железной дороги, что в совокупности с интегрированностью порта к автомобильным и железнодорожным магистралям создают необходимые условия для более быстрой доставки грузов.

Для транспортного коридора, проходящего через морской порт города Клайпеда на Балтике, морские порты Херсона и Трабзона на Черном море и порт г.Баку на западном берегу Каспия, порт Туркменбаши объективно можно рассматривать в качестве одного из приоритетных на восточном берегу Каспийского моря. Через него открывается выход не только к центральному коридору «нового шелкового пути», рынкам Китая и коридору «Север-Юг» но и более доступными становятся рынки стран Персидского залива, Афганистана и Индии.

Важность временного фактора для эффективности реализации инициативы

Успешная реализация проекта создания упомянутого Балтийско-Черноморско-Каспийского транспортного коридора во многом зависит от своевременного реформирования Херсонского морского торгового порта. При этом, следует обратить внимание на кардинальное отличие уже осуществленных действий от существующих в Украине практик подготовки к реализации масштабных проектов. Более того, осуществленные действия, предусмотренные плановые решения и выбранные формы реализации проекта оказались абсолютно идентичным рекомендациям, закрепленным Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 20 декабря 2017 года.

В частности:

– Резолюция акцентирует на необходимости перед началом реализации проекта «содействию проведения общественного диалога». Фактически, подготовленный Литовскими и Украинскими специалистами проект реформирования и развития Херсонского морского торгового порта был инициирован самой Херсонской городской территориальной общиной еще в 2014 году, прошел многоуровневое обсуждение и одобрение, в том числе и на международном уровне;

– проект предполагается осуществить путем реализации одной из моделей государственно-частного партнерства, что соответствует рекомендациям Резолюции, подтверждающей «важность активной поддержки инвестиций частного сектора путем формирования государственно-частных партнерств для развития и обслуживания инфраструктуры в сфере портового хозяйства»;

– проектом предусмотрено создание в Херсоне единого, международного логистического центра, для координации и эффективной работы всех сегментов предполагаемого к созданию транспортного коридора, что полностью коррелируется с рекомендацией Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 2014 года, обращающей внимание на «особую роль международных логистических центров».

Репутация с 30-ти летним стажем, как решающий фактор объединения

Реализация масштабных инвестиционных проектов на территории Украины имеет свою специфику, сопряженную с достаточно высокими рисками. При этом ключевым фактором «за», стало то, что сам упомянутый проект реформирования Херсонского и Скадовского морских портов, представителями стран-партнеров, был оценен как достаточно перспективный. Объективно отмечена геополитическая важность инициированного к созданию нового транспортного коридора, в котором данным портам отведена одна из ключевых ролей. Эти факторы стали результатом того, что представители, связанных с реализацией данного проекта, предприятий из Литвы, Турции, Грузии засвидетельствовали свою готовность участия, при условии, если большую часть рисков и инвестиций возьмет на себя, имеющая высокую международную репутацию, украинская ГК «Содружество» (создана и зарегистрирована в 1988 году в г.Херсон. Все акционеры граждане Украины, проживающие в Херсоне).

Подписанные ГК «Содружество» меморандумы о сотрудничестве и готовности совместной реализации проекта с Литовским стивидором №1 в сегменте организации перемещения грузов железнодорожным транспортом, компанией «KAMINERA», морским портом города Трабзон, одной из ведущих  грузинских компаний в сфере перемещения грузов наземным, водным и авиационным транспортом, компанией «Transfor Group» (г.Тбилиси) и Международным контейнерным терминалом порта г.Батуми свидетельствуют о значительных перспективах на успех как реализации модели государственно-частного партнерства осуществления проекта реформирования и развития Херсонского и Скадовского морских торговых портов так и эффективной работы инициированного к созданию нового транспортного коридора, проходящего через указанные порты.

Особое внимание подготовке профессиональных кадров

Для эффективной реализации данного глобального проекта, принимающие в нем участия морские порты, стивидорные компании, логистические центры должны иметь, обладающий необходимыми знаниями и опытом, персонал, адаптированный к работе как на территории своего государства, так и на территориях государств-партнеров.

Проблема наличия необходимых кадров отмечается разрабатываемых Министерством инфраструктуры Украины стратегиях, программных документах, утверждаемых Кабинетом министров Украины. Например, принятой в мае 2018 г. «Национальной транспортной стратегии Украины на период до 2030г.» констатируется, что одной из проблем транспортной сферы, которая требует решения, является «несоответствие системы образования в сфере транспорта и профессиональной подготовки специалистов современным инновационным вызовам, в частности:

– неспособность действующей системы образования и подготовки специалистов обеспечить инновационное развития транспортной отрасли;

– неопределенность национальных стандартов профессиональных компетенций специалистов транспортной отрасли, несовершенная система их подготовки и переподготовки, а также непризнание государствами – членами ЕС выданных отечественными учебными заведениями документов об образовании (индивидуальных лицензий и сертификатов)».

С похожей проблемой сталкиваются не только в Украине. При этом подходят к ее решению по разному.

Например, в морском порту турецкого города Трабзон, сделали упор на обучение портовых работников смежным специальностям, считая одной из основных задач полную и всестороннюю взаимозаменяемость.

Учитывая важность профессиональной подготовки специалистов, способных эффективно работать и адаптированных к работе на территориях стран-партнеров, одним из инициаторов реализации подготовленного проекта – ГК «Содружество» был инициирован проект «новый шелковый путь в образовании». Он предполагает сотрудничество и совместную подготовку специалистов высшими учебными заведениями стран-партнеров. Уже подписаны соответствующие меморандумы между ГК «Содружество»,  Вильнюсским университетом Миколаса Ромериса, Херсонским экономико-правовым институтом. Начат диалог о присоединении к проекту Черноморского технического университета г.Трабзон, Туркменского государственного института транспорта и связи.

Согласно данного партнерского проекта в сфере высшего образования будут готовиться необходимые специалисты для участия в эффективной реализации проекта развития портов, разработки и реализации оптимальных логистических моделей перемещения грузов и т.д.

На данный момент осуществляется совместная работа представителями упомянутых высших учебных заведений по согласованию программ обучения, дающая возможность поэтапного прохождения обучения, например, в Херсоне и Вильнюсе с получением двойных дипломов о высшем образовании – Украинского и Литовского. Кроме того, выпускники данный совместных программ, по окончанию обучения будут уже адаптированы для работы по специальности как на территории Украины так и на территории Литвы. Особое внимание организации подготовки высокопрофессиональных кадров уделяет и правительство Туркменистана, что является дополнительным фактором, свидетельствующим в пользу рассмотрения, в качестве базового, выхода и эффективного функционирования инициированного к созданию Балтийско-Черноморско-Каспийского транспортного коридора именно через порт Туркменбаши к центральному коридору «нового шелкового пути» и коридору «север-юг», проходящему через территории Туркменистана, Ирана, с выходам к рынкам Индии.

При этом, хорошие перспективы реализации проекта создания и эффективного развития «коридора широкомасштабного и всестороннего международного сотрудничества», во многом зависят от своевременного реформирования, как базового фактора, морских портов Херсона и Скадовска. Однако, необходимое реформирование портов, использование их транзитного потенциала и кумулятивного эффекта для экономического развития города Херсона, Херсонской и Луганской областей, обеспечения стимулирующего толчка для развития транспортно-логистического и транзитного потенциала Украины, могут быть перечеркнуты явной затяжкой со стороны Министерством инфраструктуры Украины. Затяжкой процедуры подготовки и проведения открытого конкурса по определению частного партнера для реализации подготовленной модели государственно-частного партнерства по их реформированию. Следует отметить, что данный проект, подготовленный специалистами Литвы и Украины, также включен инициаторами «Европейского плана для Украины», в качестве готового, аргументирующего проекта. Проекта, который за четыре года его формирования от стадии региональной инициативы давно перешел в стадию геополитического проекта многоотраслевого широкомасштабного межрегионального и международного сотрудничества.  В данном случае, временной фактор (задержка со стартом реализации) не только может иметь негативные последствия для Херсонского и Скадовского морских портов, Херсонской и Луганской областей, Украины в целом но и имеет перспективы негативного влияния на страны и регионы стран-партнеров, через которые предполагается прохождение инициированного к созданию нового транспортного коридора Клайпеда-Беларусь-Херсон (Скадовск)-Трабзон-Грузия-Баку-Туркменбаши, ограничить перспективы сотрудничества с потенциальными  его бенефициарами – странами Азии.

Это как-раз тот случай, когда порты, имеющие незначительную роль в общей структуре морских портов Украины, могут выступить в качестве катализатора общего развития. Без подобных ручейков, роль которого может и должен выполнить создаваемый транспортный коридор, не родится бурлящая энергией река. Он, как ключ зажигания, который сам по себе не является дорогостоящим элементом, но выполняет миссию запуска движения самой машины.

Заступник голови правління Балтійсько-Чорноморського економічного форуму

Коментарі відключені.