«Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна…»

Одно из лучших определений балетного искусства принадлежит писателю Илье Шевелеву: «Балет – это одухотворенная пластика, воплощение мысли в движении, духовного в телесном». Здесь всегда присутствует таинство преображения человека. И хотя мир балета – это отдельная вселенная, но она прочно связана с обычной жизнью: спектакль окончен, опускается занавес, и артисты-танцоры совершают обратное перевоплощение из практически воздушных, невесомых созданий в реальных людей… Эти метаморфозы мы постараемся проследить на примере Заслуженной артистки Украины, ведущего мастера сцены, солистки Национального академического театра оперы и балета Украины имени Т. Шевченко, – Татьяны Лёзовой. Наша героиня настолько хрупка и изящна, что к ее облику как нельзя лучше подходит выражение «соткана из тумана». Но уже через несколько минут общения замечаешь, какой огромной силой воли обладает Татьяна, как велика ее самоотдача, насколько четко понимание своих целей и умение достигать их.

Как становятся балеринами

Почти всех девочек хоть ненадолго захватывает мечта стать балериной. Еще бы! Ведь это так романтично – в красивом платье порхать над сценой, вызывая восторг и восхищение зрителей. И в нежном возрасте совсем не хочется думать o том, что на самом деле требуется для достижения мечты. Татьяна Лёзова так вспоминает o своих первых шагах на большую сцену:

«Начала c того, что в десять лет поступила в хореографическое училище. Это очень поздно для тех, кто планирует заниматься танцами, обычно начинают раньше. До поступления позанималась пару месяцев в каком-то совершенно непрофессиональном танцевальном кружке и после этого решила поступать. На решение повлияло еще и то, что моя старшая сестра к тому времени уже училась в хореографическом училище. Правда, она до этого училась в хореографической школе, то есть готовилась долго и основательно. У моей сестры великолепные данные, ее взяли. А у меня данные были не так ярко выражены, поэтому надежды на то, что я поступлю, было не так много. Но меня, тем не менее, приняли в хореографическое училище. Особенно тяжелым был первый год обучения, но мой педагог Добрякова Марина Юльевна верила в мои силы. Мне очень захотелось доказать всем, что я справлюсь, смогу и оправдаю надежды моего первого педагога. Я очень упорно шла к своей цели – в итоге окончила c красным дипломом».

Не каждый взрослый человек выдержит подобную критику и неверие в его силы. Тебя не признали лучшим c первого раза? И вот – повод сложить руки и отказаться от дальнейшей борьбы. Тем весомее решение десятилетней (!) девочки пойти до конца и доказать, что права народная мудрость: дорогу осилит идущий.

Целеустремленность всегда помогает таланту окрепнуть, но отнимает простые детские радости. Тренировок много, они изнурительные, потому что за легкостью и невесомостью балета стоит невероятный труд. Чтобы летать по сцене, словно опровергая законы всемирного тяготения, надо в полной мере ощутить каждый мускул своего тела.

«Ежедневно мы ломаем себя, ломаем свое тело, через боль, через трудности добиваясь совершенства. Но когда ты еще маленький – это тем более тяжело, – рассказывает Татьяна Лёзова. – Сейчас я думаю o том, что если бы я осознала это раньше, то намного больших успехов можно было бы достичь! Но в детстве ты только идешь к этому колоссальному трудолюбию».

Преодолевая сопротивление тела…

Когда после окончания хореографического училища Татьяна пришла в театр, то главные роли ей никто, безусловно, не предложил. Кордебалет – вот стартовая площадка для выпускницы. И тут балерину поджидали два возможных сценария дальнейшей судьбы: либо смириться и ждать, что случится чудо, либо проявить активность самой.

Татьяна не только усиленно занималась, но и набралась смелости порекомендовать главному балетмейстеру себя на главные роли.

– А что вы могли бы исполнить? – поинтересовался тот.

«Я набралась наглости и перечислила несколько очень серьезных партий, – рассказывает Татьяна. – Сейчас, это вспоминая, я думаю: «Боже мой! Как я могла быть такой самоуверенной?». Неудивительно, что балетмейстер от моих слов лишь рассмеялся и предложил не сразу хвататься за главные партии, а попробовать c па-де-труа. Или какой-то вариации. Я начала пробовать и у меня получилось».

«Парящая легкость, очарование юности, отточенность движений», – такими эпитетами награждают критики танец балерины Татьяны Лёзовой. Какой ценой достается эта воздушность сейчас?

«Я не могу сказать, что подвергаю себя какой-то одной большой аскезе. Скорее их много маленьких, постоянных и ежедневных, – говорит балерина. – Конечно, это жесткая диета. Если постоянные репетиции, то диета немного ослабляется. А если возвращаешься на сцену после травмы и только входишь в форму, то нужно постоянно себя сдерживать и худеть. Вплоть до того, что даже воды начинаешь меньше пить. Кроме того, ежедневно что-то болит. Всегда. Или болит все тело, или болит что-то одно, конкретное. Сегодня пришла на репетицию, болит стопа. Но я все равно встала к станку и начала заниматься. Артистки балета все такие. Если ты к этому не готов, то лучше уйти из балета».

А как же известное утверждение, что сцена лечит? Татьяна c ним полностью согласна:

«На сцене боль действительно удивительным образом исчезает. У меня очень много подобных примеров. За два дня до премьеры «Мастера и Маргариты» подвернула ногу c разрывом связок. День пролежала дома: ходить не могла. А на следующий день станцевала премьеру. И на сцене не чувствовала боли. Но домой дойти уже не могла. Это непередаваемое чувство, когда поднимается занавес. Тебя охватывает тревога и страх. Но вовсе не сковывающий страх, а, напротив – будоражащий. А вот если ловишь себя на мысли, что боишься выходить на сцену, то это повод для переживаний. Значит, эмоционально не готова войти в образ».

Может сложиться впечатление, что настолько плотный рабочий график не оставляет балерине ни минуты свободного времени: сцена требует жертв! И действительно, в жизни известно немало примеров, когда балерины ради карьеры отказывались от личной жизни, от материнства… Как к этому относится Татьяна?

«Я всегда была сторонницей позиции, что должна быть жизнь помимо театра. Конечно, надо отдавать много сил работе, но нельзя отказывать себе в личной жизни. Я знаю немало прекрасных примеров, когда балерины проявляли себя на сцене, становились одними из лучших, но при этом рожали детей. Не оставались одинокими. По-настоящему страшно, когда ты приходишь домой, а тебя никто не ждет. Ничто не стоит таких жертв».

Учитель и ученик

«Дебют молодой исполнительницы был триумфальным. Стало очевидно, что киевская балетная сцена пополнилась яркой творческой личностью – балериной, которая стремится иметь собственный исполнительский почерк, блестяще владеет техникой классического танца. Ее тело, словно скрипка, может раскрывать всю глубину музыкальной партитуры», – эти слова вполне применимы к Татьяне Лёзовой, но заслуженный деятель искусств Василий Туркевич адресовал их великолепной Елене Потаповой – наставнице нашей героини.

«Мне невероятно повезло c педагогом, – говорит Татьяна o Елене Михайловне Потаповой. – Это потрясающая женщина c удивительной судьбой. Я учусь у нее не только искусству танца, но и жизни».

Сама Елена Михайловна Потапова, народная артистка СССР, народная артистка Украины (награждена Орденом Княгини Ольги III степени), так характеризует свою ученицу:

«Танюша очень разнообразна. Всем рекомендую посмотреть на нее в «Мастере и Маргарите». Она прекрасно понимает и чувствует каждый образ. Может быть и страстной, и нежной, и хрупкой. У Тани уже есть свой зритель, который ходит только на ее выступления. Меня иногда спрашивают в зале: «Кто сегодня? Сегодня Лёзова танцует?». Я тогда отвечаю: «Раз вы меня видите в зрительном зале, значит, она танцует».

На вопрос о том, что бы Елена Михайловна пожелала своей ученице станцевать в дальнейшем, балерина ответила:

«Желаю Танюше станцевать Спящую Красавицу. Это моя мечта. Я вижу ее в этой роли. Но Танюша очень самокритична. C одной стороны, это очень хорошо, потому что позволяет не закостеневать, не останавливаться на достигнутом, всегда добиваться совершенства. Но c другой стороны, мешает Тане увидеть свой потенциал в полной мере. Но я не сомневаюсь, что ее ждет прекрасное будущее. Она уже достигла высокого уровня мастерства. Например, за такую работу, какая у нее в спектакле «Мастер и Маргарита», нужно давать звание Народной…»

Имидж страны

В мире практически не осталось сцен, на которых бы не выступала Татьяна Лёзова: ее c восторгом принимали в Японии, Италии, Франции, России, Швейцарии… Не так давно балерина вернулась c гастролей по Китаю. Выдержать такой напряженный график поездок совсем непросто. Во-первых, это необходимость в постоянной акклиматизации (например, c тем же Китаем разница во времени составляет 6 часов), во-вторых, каждый раз приспосабливаться к новым условиям выступлений тоже нелегко. В Китае поначалу в помещении театра было неимоверно холодно: отопление включают только c приездом артистов.

Но c другой стороны, бытовые трудности гастрольных переездов c лихвой компенсируются горячим приемом благодарных зрителей и осознанием того, что теперь для них ты и Украина – единое целое. И это прекрасно, если при слове «Украина» в головах иностранцев будут возникать ассоциации c прекрасной девушкой, легко порхающей по сцене, а не c аварией на Чернобыльской АЭС.

«Я общалась с китайцами перед началом гастролей и c сожалением отметила, что мало кто из них может идентифицировать Украину как отдельное, самостоятельное государство, – делится своими впечатлениями Татьяна Лёзова. – Для многих – это страна, которая, «наверное, находится где-то рядом c Россией». Совсем иным стало их отношение после наших спектаклей. «Вы привезли такого высокого уровня постановки, значит, вы великое государство, если у вас такой балет», – примерно в таком ключе высказывались зрители».

Исходя из всего вышесказанного, возникает закономерный вопрос: почему же так мало внимания уделяется балету в Украине? Несложно догадаться, какую фамилию назовет большинство граждан, если поинтересоваться, кого они считают известной балериной. Очень жаль, что выступления киевской балетной труппы не всегда проходят на родине c аншлагами. А теперь проследим, как обстоят дела, к примеру, в Европе. Спектакли наших артистов там воспринимают «на ура», потому, что европейскому зрителю интересно мастерство и настоящее искусство. Как хотелось бы, чтобы со временем и наш зритель научился ценить искусство. Конечно, в этом ему нужно помочь.

«Хотелось бы, чтобы на уровне государства больше внимания было уделено балету, – считает Татьяна Лёзова. – Я имею ввиду заботу об эстетическом воспитании, o том, чтобы прививать и даже популяризировать любовь к искусству. В Украине солистов оперы и балета знают единицы. В той же Москве, и тем более в Петербурге, ситуация иная. Там хорошо знают своих солистов. Знают, в том числе и потому, что есть ток-шоу, реклама по телевидению. Поэтому зрители ходят на спектакли и поддерживают этих артистов».

…Все это вселяет огромную надежду на возрождение: экономическое, интеллектуальное, эстетическое. Чтобы Украина за рубежом ассоциировалась только c качественными товарами, положительными эмоциями и талантливыми людьми.

Досье: Лёзова Татьяна Викторовна

  • Родилась 23 февраля 1984 года в г. Киеве.
  • В 1994 году вступила в Киевское государственное хореографическое училище, которое окончила в 2002 году с красным дипломом. Сразу после выпуска была приглашена в труппу Национального академического театра оперы и балета Украины имени Т. Шевченко.
  • В 2008 году окончила Национальный педагогический университет имени М. Драгоманова по специальности «Педагог хореографии и художественной культуры».
  • В 2010 году получила звание Заслуженной артистки Украины.

За годы работы исполнила партии:

Мавки («Лесная песня»), Анель («Венский вальс»), Эгина («Спартак»), Даниела («Даниела»), Жизель («Жизель»), Золушка («Золушка»), Белоснежка («Белоснежка»), Мальвина («Буратино и волшебная скрипка»), Кармен («Кармен»), Забиида («Щехерезада»), Маргарита («Мастер и Маргарита»), Китри («Дон Кихот»), Маша («Щелкунчик»), Оксана («Ночь перед рождеством»), Одилия Одетта («Лебединое озеро»), Сюзана («Женитьба Фигаро»), Сильфида («Сильфида») и др.