Казахстан: новый этап политических реформ

25 января текущего года Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с Обращением, в котором обнародовал основные контуры конституционной реформы, связанной с перераспределением полномочий между ветвями государственной власти. За разъяснениями о целях и задачах предстоящей правовой реформы мы обратились советнику-посланнику Посольства Республики Казахстан в Украине Аргыну Оспанову.

Уважаемый Аргын Сергазыевич, в казахстанском обществе сейчас активно обсуждаются предложенные Президентом Казахстана изменения в Конституцию страны, с чем связан нынешний этап реформ в Казахстане?

Спасибо за вопрос. Да, сейчас в нашей стране происходят важные события, связанные с новым этапом политических реформ. Как Вам известно, буквально недавно Казахстан отметил 25-летие своей Независимости. За это время мы прошли сложный путь становления государства, провели важные экономические реформы, построили стабильную политическую систему, современное демократическое общество. Многим известны современные достижения нашей страны.

Если говорить об экономике, то за 25 лет экономическая мощь страны возросла в 8 раз, доходы населения в 17 раз. Сейчас Казахстан в числе 50 самых конкурентоспособных государств мира и находится на 35 месте в рейтинге Doing Business – 2016.

Проектом геополитического масштаба стало успешное строительство нашей новой столицы Астаны. За годы Независимости Казахстан стал авторитетным членом международного сообщества. В нашей стране состоялись форумы глобального значения: саммиты ОБСЕ, СВМДА, ШОС, ОИС, съезды лидеров мировых и традиционных религий, межсирийские переговоры.

Все это является результатом верного политического пути, правильно выбранной модели демократического развития, закрепленной Конституцией Республики Казахстан .
В условиях происходящего в мире глобального кризиса, для дальнейшего устойчивого роста мы проводим глубокие реформы, направленные на улучшение институциональной среды и модернизацию нашей экономики.

Новый этап реформ, в основе которого лежит перераспределение полномочий между ветвями власти и демократизация политической системы, является последовательным шагом в совершенствовании демократических процессов и подготовит Казахстан к новым вызовам времени. Предлагаемые конституционные изменения в полной мере соответствуют долгосрочным стратегическим целям Казахстана по вхождению к 2050 году в 30-ку наиболее развитых стран мира, реализации институциональных реформ и созданию новой модели экономического роста, объявленной Лидером нации Н.А. Назарбаевым в ежегодном Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

Инициатором делегирования части своих полномочий исполнительной и законодательной ветвям власти выступил сам Президент Казахстана. Следует отметить, что добровольная передача действующим Главой государства части своих полномочий законодательной и исполнительной ветвям власти – это очень редкое явление в мировой политической практике. В этой связи Президент нашей страны Н.А. Назарбаев в своем обращении четко отметил: «Делаю это с одной единственной целью – построить более эффективную, устойчивую, современную систему управления страной … Мир сегодня меняется на глазах. Скорость и сложность общественных процессов нарастает и в Казахстане. Уже сегодня мы должны думать о том, как реагировать на глобальные и региональные вызовы, которые неизбежно поставит грядущая история перед нами».

В чем основная суть предлагаемых реформ?

Прежде всего, это существенное перераспределение властных полномочий, дальнейшая демократизация политической системы в целом. Другой ключевой задачей является повышение эффективности системы государственного управления через создание надлежащей системы сдержек и противовесов. Для обеспечения эффективного механизма реагирования на современные вызовы существенно повышается роль Парламента и Правительства. Предполагается заметное усиление контроля законодательной ветви власти над исполнительной.

Какие конкретные меры предполагаются в ходе реформы?

Как мы отметили выше, проект конституционных изменений предполагает серьезное перераспределение властных полномочий между Президентом, Парламентом и Правительством. Порядка 40 функций будут переданы Правительству и Парламенту, что значительно повысит их роль, ответственность и эффективность.

С учетом исторического опыта и геополитической ситуации Казахстан останется республикой с президентской формой правления, которая подтвердила свою жизнеспособность и эффективность. В новых условиях в компетенцию Главы государства будут входить стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Президент также сконцентрирует внимание на внешней политике, национальной безопасности и обороноспособности страны.

Реформа придаст новый импульс для дальнейшего развития казахстанского парламентаризма. Согласно предлагаемым поправкам Парламент наделяется значительными полномочиями в отношении Правительства. К примеру, предложения о структуре и составе Правительства будут вноситься Президенту страны Премьер-Министром только после консультаций с Мажилисом Парламента. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом Парламента Республики, в действующей редакции – перед Президентом.

Контроль Парламента над Правительством будет усилен путем упрощения порядка выражения недоверия членам Правительства со стороны Палат Парламента. В этой связи обращает внимание новая поправка: по итогам заслушивания отчета члена Правительства большинством не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты каждая из палат вправе принимать обращение к Президенту об освобождении этого должностного лица в случае неисполнения им законов. В этом случае Президент освобождает от должности члена Правительства.

Также Парламенту будет предоставлено больше полномочий по контролю над местными органами власти. Значительная часть полномочий Президента в социально-экономической сфере будет передана Правительству и другим органам исполнительной власти.
К Правительству перейдут полномочия по утверждению государственных программ по согласованию с Президентом. Исполнительная власть будет нести всю полноту ответственности за их реализацию. Правительству передаются полномочия по образованию и упразднению не входящих в состав Правительства центральных исполнительных органов, созданию государственных предприятий. Предлагается передать в компетенцию исполнительной ветви власти образование республиканской бюджетной комиссии, создание и упразднение специальных экономических зон и другое.

Проводимая правовая реформа расширит ответственность Правительства и всей системы исполнительной ветви власти, обеспечит их подотчетность перед Парламентом.

Учитывая важность предлагаемых мер, вопрос конституционной реформы вынесен Главой государства Н.А. Назарбаевым на всенародное обсуждение в период с 26 января до 26 февраля текущего года. В настоящее время Рабочей группой по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти проводится анализ и обобщение предложений, высказанных в ходе всенародного обсуждения. С учетом этих предложений проект Закона будет доработан и внесен на рассмотрение Президента Республики Казахстан.

Спасибо.